Правила по экономике

LARP Shadowrun-2020

от 21.11

Правила по экономике        1

ЛОР. Будущее-в-настоящем        2

0. Общая информация        3

Нюйена (нй, nuyen, ¥)        3

Игровые временные периоды        3

Экономические события        3

Моды        3

1. Физические лица. Заработай-купи-заработай больше        4

Определение физического лица        4

Покупка и рента        4

Скоринг и скидки        5

Питание персонажа        5

Лайфстайл        5

Банкротство        6

Денежные поступления        7

Переводы        7

Регулярные доходы        7

Работа на корпорацию        7

Контракты.        8

Джонсон, раннер и фиксер

2. Магазины. Экономика Алиэкспресс        10

Определение юридического лица        10

Определение магазина        10

Оформление покупки        11

Покупка и рента        11

Цены и ассортимент        11

Страхование жизни. МЧС и «КрашКарт»        12

Уровень сервиса, звезды        13

Доход магазина        13

Возврат товара, рипомены        13

3. Корпорации. Доля рынка превыше всего        15

Определение корпорации        15

человеко-часы        15

Цели эмиссаров. Бюджеты        16

Новые товары. Прототипы        17

Кредитный скоринг        18

Макрокарта        18

Пример. Один день риггера Федора        19


ЛОР. Будущее-в-настоящем

Это не мы улетели, это жизнь неуклонно стремится!

Аналоги из современной жизни, на которые опирается модель экономики:

1. Экономика использования

Мир движется от модели «продавец — покупатель» к модели «владелец — пользователь». Квартира в ипотеку, машина в лизинг, МТС подписывает на смартфоны, даже Яндекс.еду можно купить в рассрочку.

https://www.samsung.com/ru/smartphones/galaxy-forward/

https://oborot.ru/news/mts-podpishet-na-smartfony-i99435.html

https://pro-banking.ru/blog/s-kartoi-halva-ot-sovkombanka-mozno-kupit-vkusnasek-cerez-servis-andekseda-v-rassrocku-na-1

2. Пакетный сервис

Доступный уровень благ часто определяется «пакетами». Стоимость каждой отдельной услуги, входящей в пакет, не видна пользователю. Премиальный пакет обслуживания в банке, платиновый или стандартный. Услуги по ДМС — пакет «бизнес» или пакет «эконом».

3. Социальный рейтинг

в Китае запустили систему социального рейтинга, которая с помощью big data отслеживает множество параметров поведения человека и на основании этого может ограничивать его возможности по социализации и поведению в обществе — например, можно запрещать продавать билеты на транспорт или менять стоимость обслуживания кредита в банке

https://meduza.io/feature/2018/09/18/kontslager-na-10-millionov-chelovek

https://3dnews.ru/978684

4. Измерение ожидаемой продолжительности жизни

Минтруд РФ предложил рассчитывать накопительные пенсии по прогнозам продолжительности жизни

https://tass.ru/ekonomika/6261224


0. Общая информация

Модель экономики создана для того, чтобы раскрывать макроидею «Бег Красной королевы». Надо очень быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте, а для того чтобы двигаться вперед — надо бежать еще быстрее.

 Большинству игроков необходимо и достаточно ознакомиться с главой 1 «Физические лица».

— Если вы хотите что-то продавать (магазин имплантов, бар, тату-салон...) — ваша глава № 2 «Юридические лица».

— Если же ваша роль это эмиссар корпорации, мэр города или кто-то такого же масштаба — смотрите главу 3 «Корпорации».

Нюйена (нй, nuyen, ¥)

Основная используемая валюта в Shadowrun. Денежный оборот на игре электронный, осуществляется с помощью игрового приложения. Наличных нет, кредстиков нет. Все деньги учитываются на банковских счетах в мастерском банке. Счет может принадлежать физическому лицу или юридическому лицу.

Игровые временные периоды

Игра разделена на 6 часовые циклы (8–14, 14–20, 20–2, 2–8).

Циклы 8–14, 14–20, 20–2 являются игровыми.

Цикл 2–8 это тихий час. Мастерские ИТ-системы выключены, платежи не списываются, зарплата не поступает, переводы невозможны, способности магов и риггеров не работают. Боевка запрещена (!). Работают: бартерные соглашения, социальные договоренности, независимые информационные системы (телеграм и т. д.).

Кроме циклов, почти все игровые события привязаны к временным интервалам 10 минут (ситуация), 30 минут (эпизод) и 1 час (период).

Экономические события

Все термины из данного пункта описаны в соответствующих главах.

Рента (регулярные платежи за покупки) списывается каждый час. Примерно одновременно для всех персонажей.

Работа (получение денег от подписки) — каждый час. Примерно одновременно для всех персонажей.

Скоринг (пересчет скоринга) каждый час.

Лайфстайл (изменение статуса благосостояния) — после каждой экономической операции (покупка / оплата ренты / получение денег...).

Бюджет (отчет по использованию) предоставляется держателями бюджета каждый цикл, не позднее времени завершения цикла (до 14:00 за цикл 8–14, до 20:00 за цикл 14–20, до 2:00 за цикл 20–2).

KPI и рейтинги (цифровые показатели успешности). Примерно один раз за цикл, может чаще, может и реже.

Моды

Общее название для модификаторов. Импланты это моды для мясного тела, модули апгрейда используются для дронов, чипы для кибердек. Моды устанавливаются в соответствующих магазинах. Импланты в больнице, модули апгрейда — в мастерских и т. д.


1. Физические лица. Заработай-купи-заработай больше

В этой главе описаны типичные экономические действия индивидуальных персонажей, которые чаще всего сводятся к способам зарабатывания денег, покупкам в магазине и разовым переводам.

Определение физического лица 

Физическим лицом называется сочетание SIN персонажа и банковского счета. У персонажа есть SIN, всегда один. К SIN каждого персонажа привязан его банковский счет. Помимо банковского счета к SIN будет привязан и ряд других параметров, т. е. надо помнить, что это разные сущности. Банк является мастерским.

В своем игровом приложении персонаж может видеть: сумму на счете (744 нюйены), сумму регулярных платежей (120 нюйен каждый час), категорию лайфстайла (прогноз остатка на счете на 4 часа вперед = 744 – 120×4 = 264, лайфстайл «серебро»), уровень коэффициента скоринга (КБМ 0,85).

Покупка и рента

Наиболее частые экономические действия физических лиц — это покупки в магазинах.

Все виды покупок в магазинах оформляются как бессрочная рента с передачей товара в пользование.

По договору ренты производятся регулярные микроплатежи, каждый час. При оформлении договора — первый платеж списывается сразу. Дальнейшие платежи — по стандартному графику, каждый календарный час (в 12:00, 13:00, и так далее).

Размер платежа фиксируется в момент оформления покупки, зависит от базисной цены товара и индивидуального кредитного скоринга персонажа. Все данные заносятся в банковскую систему данных. Выплата ренты осуществляется автоматически, с банковского счета персонажа. При каждой выплате растет доля рынка корпорации-производителя и начисляется бонус магазину, организовавшему сделку.

Если на счету персонажа недостаточно денег:

  • никакие новые покупки совершать нельзя;
  • платежи по существующим договорам ренты с него списываются (!), баланс счета уходит в минус, все последующие поступления на счет будут в первую очередь покрывать имеющийся минус на счету;
  • в KPI корпораций «доля рынка» по имеющимся договорам ренты НЕ засчитывается;
  • бонус магазину НЕ начисляется

Пример. Персонаж Коля (SIN 213231) хочет купить аптечку в магазине «Ромашка». Магазин является дилером компании «Эво» и имеет право продавать такие аптечки. Номинальная стоимость 10 нюйен в час, скоринг Коли дает ему коэффициент 1,35. Продавец берет из пачки «пустых» QR-кодов чип № 12345 и с помощью приложения «Магазин» делает такие записи в игровой базе:

  • с настоящего момента QR-код № 12345 является аптечкой;
  • договор ренты оформлен на SIN 213231 с компанией «Эво». Дилер: ООО «Ромашка";
  • базовая стоимость 10 нюйен в час, KPI продажи «Эво» = 10 нюйен в час;
  • уровень сервиса магазина «Ромашка» — «серебро», бонус 10%, 1 нюйена в час; 
  • с учетом скоринга Коли и коэффициента 1,35 стоимость платежа для Коли = 13,5 нюйены в час

и отдает Коле готовый чип.

Использует Коля чип сам, применит на друга, подарит за услугу или продаст — это уже решение Коли.

Скоринг и скидки

При заключении договора ренты цена ренты корректируется для каждого персонажа индивидуально с учетом скоринга и скидок, и в итоге может оказаться меньше или больше базовой.

Скоринг

  • Это личный коэффициент персонажа, записанный в его документах и привязанный к SIN;
  • зависит от определенных свойств персонажа (ожидаемая длительность жизни, метатип),

— действий персонажа во время игры (история покупок, история действий и т. д.);

 — весовых параметров, на которые можно будет влиять во время игры с помощью механики политики.

Индивидуальные скидки

Могут быть особые скидки у персонажа. Например, товары «Ренраку» для сотрудников «Ренраку» обходятся дешевле. Самураям дешевле оружие и броня. Могут быть разовые «купоны» на скидку.

При оформлении договора ренты учитываются все доступные скидки.

Питание персонажа

Персонажа необходимо периодически кормить. Сытый персонаж может «работать» (ориентир — после еды можно работать 6 часов), долго не питавшийся персонаж — получает тяжелое ранение (голодный обморок) (ориентир — 12 часов до тяжрана).

Для того чтобы накормить персонажа, необходимо оплатить и отсканировать чип еды в кабаке. Чип стационарен, привязан к месту употребления, переносить его нельзя. Кабак имеет право продавать чипы еды как вместе с порцией реальной еды, так и отдельно. Не обязательно брать порцию реальной еды, если необходимо насытить персонажа.

Заведения в Матрице продают виртуальную еду, она не дает чипов еды и не насыщает персонажа.

Уровень питания, потребляемого персонажем — т. е. отсканированного чипа, влияет на качество жизни, а оно, как следствие, на уровень кредитного скоринга (о нем ниже). Здоровая пища повышает рейтинг, дешевая некачественная пища — снижает.

Лайфстайл

Чаще всего персонажи не задумываются о том, сколько конкретно нюйен у них на счете, достаточно понимать свой лайфстайл, который обозначается категориями (дерево/бронза/серебро/золото/иридий). 

Лайфстайл рассчитывается как прогноз наличия денег на 4 часа вперед с учетом фактических средств на банковском счету и уровня расходов по платежам. После любой финансовой операции (покупка в магазине / оплата очередного платежа по ренте получение дохода / перевод / ...) — лайфстайл пересчитывается. Таким образом, со временем, средства на счету будут расходоваться и лайфстайл будет постепенно падать. Если вы сможете зарабатывать больше, чем тратите — лайфстайл будет расти. Чтобы увеличить лайфстайл, надо прокачивать персонажа, увеличивать доход от работы, выполнять контракты и так далее.

Лайфстайл делится на следующие категории:

  • Банкрот: у вас нет нюйен. Совсем нет. Всё очень плохо.
  • Деревянный: баланс счета пока еще плюсовой, но с учетом кредитов скоро станет отрицательным (ориентировочно — через 4 часа).
  • Бронзовый, серебряный, золотой: баланс счета нормальный. Чем выше — тем шикарней можно жить, покупать более качественные товары и посещать более престижные заведения.
  • Иридиевый: корпорация, на которую работает персонаж с иридиевым статусом, оплачивает его личные расходы почти без ограничений. Иридиевый статус всегда прилагается к определенным должностям, его можно получить на игре, заняв такую должность.

Особенности иридиевого статуса:

Это личный статус, корпорация покрывает любые личные затраты владельца. Оплачивать расходы других персонажей (например, угощать выпивкой в баре) можно только в тех случаях, которые можно трактовать как пропаганду корпорации и корпоративного образа жизни. Паттерны поведения для каждой корпорации будут публичны и известны, например, прессе. Персонаж, уличенный в том, что он тратит деньги и при этом нарушает идеологию корпорации (например, произойдет публичный скандал в медиа или дело в корпоративном суде), лишится своего поста. И за прошлую шикарную жизнь придется платить из своего, теперь уже пустого кармана... 

Банкротство

Банкротство в мире Shadowrun это очень страшное преступление. Быть мертвым не страшно, вас воскресят. А вот быть бедным — непростительно. Пожизненная рента сама себя не заплатит.

Если ваш персонаж банкрот, за ним очень скоро придут раннеры, чтобы принудительно и беспощадно исправить вашу финансовую ситуацию. Если вы увидели в своем банковском приложении «деревянный лайфстайл» или, того хуже, «банкрот» — срочно ищите источники дохода, обращайтесь в социальные службы или к уважаемым людям, которые смогут оплатить ваши долги.

Процедуру работы с банкротами обеспечивает Экономический суд.

Суд Иркутска самый быстрый суд в мире! Справедливые приговоры за 15 секунд! 

Кроме того, существует биржа труда при мэрии Иркутска, которая обеспечивает помощь и поддержку гражданам России, попавшим в сложную финансовую ситуацию — например, предоставлением работы или услуг государственного гешефтмахера.

Более подробно схема работы биржи, суда, их полномочия, подчиненность, взаимодействие с иными вовлеченными организациями будут описаны в дополнительном документе.

Игромеханика (коротко)

  • Регулярно (как минимум, каждый цикл) будут формироваться списки банкротов.
  • Экономический суд размещает контракты на поиск и поимку должников, включая персональные данные, которые позволят идентифицировать должников. 
  • Должник может прибыть в суд добровольно либо его доставят раннеры, по контракту. 
  • Суд определяет срок и условия отработки согласно действующему игровому законодательству, а также наносит магическую печать, которая подавляет волю должника.
  • Должник передается организации, в которой будет проходить отработка долга на оговоренный срок.
  • После отработки должник возвращается в Суд, его долги гасятся, снимается печать, должник отправляется на свободу с чистой совестью. 

Организациями, в которых проходит отработка долга, могут быть различные игровые фирмы/организации.

Мастера с интересом выслушают предложения от фирм, которые готовы поддержать несчастных должников и дать им возможность перевоспитания.
Песчаный карьер, два человека!

Денежные поступления

Переводы

Как зарабатывают персонажи? Очень разными способами. И почти все они сопровождаются оплатой в виде перевода денег. Перевод это разовое перечисление денег с одного банковского счета на другой. Способом прямого перевода оплачивают услуги между персонажами, контракты и так далее. Перевод в адрес физического лица может быть адресован как по SIN, так и по прямому номеру счета. Будет ограничение на сумму перевода между физическими лицами. Точно так же осуществляются переводы юридическим лицам — либо по ID, либо по номеру счета. Возможны и переводы от юридического лица физическому.

Важно: оплатить покупку в магазине с помощью перевода невозможно.

Регулярные доходы

Некоторые роли и статусы персонажа дают возможность получать регулярный доход. Доход может изменяться в зависимости от смены статуса и сюжетных ситуаций.

Таким доходом, например, является выплата дивидендов полноправным гражданам России, держателям акции, в соответствии с ИКАР (если акция не находится в корпоративном или социальном залоге). Например, большинство персонажей из Федерального квартала будут получать такой доход.

Подробнее про ИКАР (Индекс корпоративной акции России) — в тексте о государственном устройстве. https://shadowrun2020.org/home/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%BA-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/ 

Работа на корпорацию

Отражает бытовой способ «работы», усилий игрока не требует. Персонаж может выбрать корпорацию, на которую он работает, отдавать ей свои человеко-часы и получать стабильные выплаты. Чем сильнее прокачаны навыки персонажа, тем более эффективно он работает, создает больше человеко-часов для корпорации и, соответственно, больше денег получает.

Пример: персонаж Миша работает на «Арес», при его прокачке создается 2 человеко-часа в час, «Арес» платит по 15 нюйен за человеко-час. Миша будет получать по 30 нюйен каждый час.

У разных групп персонажей может быть разное отношение к работе на корпорации. 

Примеры:

а) в нашем районе все уважаемые пацаны работают на «Эво». А работать на «Ренраку» — плохая примета, таких людей почему-то часто находят с перерезанным горлом;

б) сотрудникам федерального квартала настоятельно рекомендуется отдавать свои человеко-часы в корпорацию «Россия»;

в) мы анархисты и считаем, что подбирать объедки со стола корпов стыдно. Все, кто работает на корпорации, — рабы зарплаты и ничтожества. Надо зарабатывать честными контрактами, а еще можно взламывать сервера корпов и продавать их секреты!

г) законы России запрещают запрещают работать на корпорации лицам с ограничением прав — мигрантам и гражданам СЗ с акцией в социальном залоге.

Контракты

Контрактом является формализованный заказ на выполнение определенной задачи (заказ на ран). Контракты чаще всего используются держателями бюджета (см глава 3 «Корпорации»).

Устная договоренность между персонажами (ты убьешь вооон того гада, а я отправлю тебе сто нюйен) контрактом не является. Это простой перевод.

Контракт должен отвечать следующим требованиям:

  • содержит в себе цель миссии, срок начала, критерии выполнения, информацию о вознаграждении и Джонсоне;
  • размещен не позднее чем за час до начала срока его исполнения;
  • размещен в публичном информационном пространстве, доступ к этой информации должен быть у 50 персонажей и более;
  • в случае, если у заказчика есть особые требования к исполнителям, они должны быть явно указаны (например, федеральная аккредитация).

Примеры публичного информационного пространства:

  • информационный канал в телеграме «Городские госзакупки»;
  • информационный канал в телеграме «Заказы от фиксера N0n@mE»; 
  • доска с бумажными объявлениями на входе в Соцгородок;
  • виртуальная «доска» с виртуальными «бумажными объявлениями» в баре в VR

и так далее.

По традиции заказчик обязуется выплатить вознаграждение любому, кто предоставит требуемое подтверждение того, что заказ выполнен и соответствует особым требованиям.

Во многих контрактах фиксируется юрисдикция/поручительство — кто будет защищать/страховать интересы сторон в случае разногласий о том, выполнен ли контракт или нет, положена по нему оплата или нет. Обычно выбирается некий уважаемый человек, который может принудить к выполнению решения любую из сторон.

Джонсон, раннер и фиксер

В мире Shadowrun используются традиционные термины для обозначения сторон контракта, а именно: Джонсон (мистер Джонсон), фиксер и раннер.

Джонсон — заказчик 

Термин «Джонсон» сформировался, когда заказы относились в основном к криминальной и незаконной деятельности. Заказчики старались сохранить анонимность и не произносить вслух имена. Вместо имени использовалось универсальное местоимение — мистер Джонсон, господин Шмидт, мистер Танака и так далее. Сейчас фактически термин «Джонсон» используется как имя нарицательное, для обозначения вообще любого нанимателя.

Раннер — исполнитель

Термин «раннер» (бегущий в тенях, shadowrunner) использовался ранее для обозначения исполнителей на опасную работу, связанную с незаконной и криминальной деятельностью. Сейчас термин «раннер» используется для вообще любых исполнителей разовых контрактов. Например, муниципальный заказ на поиск незаконно практикующего мага — это контракт, который размещает государственный Джонсон (шеф полиции) и нанимает раннеров.

Фиксер — посредник

Фиксеры решают три основные задачи — анонимность Джонсона, поиск раннеров и решение конфликтов между Джонсонами и раннерами.

 Анонимность. Фиксеры используют услуги менталистов и симбиоз с ИИ, чтобы забывать людей, содержание разговоров, сделки... Да, восприятие собственной жизни у фиксера — весьма отрывочное, большая часть его воспоминаний стерта, даже самых приятных. Но такова жизнь, чаммер, блестящие нюйены сами собой не заводятся в карманах, за все надо платить.

 Поиск. Публичный контракт это хорошо, но найдется раннер или нет — заранее неизвестно. Часто Джонсон хочет быть уверен, что над его контрактом точно работают и работают самые подходящие люди. У фиксера обычно обширные контакты среди наемников. Он знает, кто лучше справится с добычей информации, кто хорош в обеспечении безопасности, а кому удаются публичные акции. Кто выполнит задание в срок, а кто сорвал уже несколько контрактов и на него лучше не рассчитывать.

 Решение конфликтов. В случае спора между Джонсоном и раннером часто именно фиксеры становятся арбитрами, поэтому надежная репутация и возможность принудить любую из сторон к выполнению условий контракта для фиксеров чрезвычайно важна.


2. Магазины. Экономика Алиэкспресс

В этой главе описано, как входят в игру материальные ценности, как они оплачиваются и на чем может заработать коммерсант.

Определение юридического лица

Юридическое лицо это отдельная от персонажа, обезличенная сущность, к которой может быть доступ у одного или более персонажей. Доступ через веб-интерфейс с помощью пароля на доступ. Пароль является игровой информацией.

В самом простом случае (магазин) юрлицо используется для того, чтобы аккумулировать комиссию от проданного товара. У сект, культов и прочих тайных организаций, конечно же, тоже есть юрлица.

У юрлица есть: ID юрлица, банковский счет (аналогично SIN/счету физлица). Со счета юрлица можно переводить деньги юрлицам/физлицам.

Кроме того, есть хост с информацией. На ней лежит как минимум технический обязательный файл — лог записей персонажей, которые входили в аккаунт юрлица (время и SIN).

Возможно, еще какие-то игровые тексты.

 

Определение магазина

Магазин это игровая сущность, в которой физическое лицо может получить материальные ценности (товары) или нематериальные ценности (услуги) в обмен на подписание договора бессрочной ренты.

Магазины являются дилерами корпораций, то есть они не продают товар от своего имени, а заключают договор на пользование товаром от имени корпорации.

Развлекательные заведения, точки предоставления услуг, точки питания, в которых продают чипы еды, также являются магазинами.

Важно: торговля неигровыми ценностями (например, сувениры, изготовленные до игры) может вестись только параллельно с игровыми ценностями/услугами и по тем же правилам.

Основные характеристики магазина:

  • категории товаров (препараты, оружие и броня, дроны, импланты, питание, развлекательные услуги, магические товары, программное обеспечение, сувенирная продукция);
  • договор с корпорацией, интересы которой представляет магазин (может быть несколько);
  • наличие лицензии на право торговой деятельности;
  • уровень сервиса магазина (одна/две/три звезды);
  • норматив по уровню оборота/продаж.

Директор магазина — это тот, у кого есть игровой логин-пароль от веб-портала магазина. Никакого специального умения или статуса персонажа это не подразумевает. Директор магазина оружия может быть, например, самураем, директор магического магазина — адептом.

Магазины могут конкурировать за покупателей вне модели либо модельно через товары ограниченного предложения, которые доступны к продаже, только если у магазина есть контракт с определенной корпорацией.

На игре можно открывать новые магазины, но это крайне трудоемкий процесс.
Магазины можно закрыть (временно или постоянно) — это игровой процесс и регулируется РКИ.
 

Оформление покупки

После заключения договора с корпорацией у продавца появляется список товаров.

Прайс-лист продавца (список картинок и QR-кодов) показывает категорию лайфстайла, при которой этот товар можно купить. 

Покупка осуществляется, когда покупатель сканирует код товара и подтверждает покупку, если имеет возможность эту покупку совершить.

Покупка и рента

Наиболее частые экономические действия физических лиц — это покупки в магазинах.

Все виды покупок в магазинах оформляются как бессрочная рента с передачей товара в пользование.

Пример. Персонаж Коля (SIN 213231) хочет купить аптечку в магазине «Ромашка». Магазин является дилером «Эво» и имеет право аптечки продавать. Номинальная стоимость 10 нюйен в час, скоринг Коли дает ему коэффициент 0,85. 

Продавец берет из пачки «пустых» QR-кодов чип № 12345 и с помощью приложения «Магазин» делает такие записи в игровой базе:

  • с настоящего момента QR-код № 12345 является аптечкой;
  • договор ренты оформлен на SIN 213231 с компанией «Эво». Дилер: ООО «Ромашка»;
  • базовая стоимость 10 нюйен в час, KPI продажи «Эво» = 10 нюйен в час;
  • уровень сервиса магазина «Ромашка» — «серебро», бонус 10%, 1 нюйена; 
  • с учетом скоринга Коли и коэффициента 0,85 стоимость платежа для Коли = 8,5 нюйены в час

и отдает Коле готовый чип.

Использует Коля чип сам, применит на друга, подарит за услугу или продаст за наличные — это уже решение Коли.

Цены и ассортимент

Товары/услуги бывают трех типов:

  • мгновенного потребления (еда, массаж, плата за вход в клуб...);
  • записываемые на QR-чипы (различные препараты);
  • товары «с сервисом» (импланты, моды для кибердек) — после продажи необходима «установка мода». Но они могут продаваться «с собой» — тогда они пишутся на чип.

Все товары/услуги имеют поставщика (хозяина) — одну из корпораций. Существуют дженериковые товары, которые может продавать любая корпорация, но также и специфические товары, у которых прописан хозяин.

Товары и услуги для простоты также принято обозначать категориями. Например «золотой имплант», «бронзовый обед», «серебряный билет на шоу» и так далее. Точные цифры никто никогда не пишет на ценниках. 

Цены в магазинах устанавливаются централизованно. При желании добавить наценку на товар это можно реализовать по механике прямого перевода денег между персонажами.

Пример. Услуга: чашка чая. На золотом уровне это чашка чая и тирамису, 15 нюйен в час (нй/ч). На серебряном — чай с печеньем, 5 нй/ч. На бронзовом — чай в кружке, 2 нй/ч. На деревянном — кипяточек в свою тару, 1 нй/ч. 

Заведения чаще всего оказывают услуги одной категории лайфстайла (либо двух смежных).

В заведение высокого уровня персонажа с низким лайфстайлом пускать не принято — он неплатежеспособен, ничего не сможет купить и поэтому бесполезен для бизнеса.

У каждого магазина ограничен список товаров и услуг, которые он может продавать:

  • по категории товара (товары: наркотики / моды для дронов / импланты / магические реагенты / развлекательные услуги / питание...) — разные категории требуют разного антуража и, в некоторых случаях, способностей персонажа;
  • по списку корпораций, с которыми у него соглашение;
  • по уровню звезд;
  • по уровню разрешенности товаров (свободная продажа / лицензируемое / запрещенное).

Причем существует верхняя планка на количество товаров в цикл, доступных к продаже на полигоне, у некоторых очень большая. Например: 9999 штук аптечек, 20 крутых кибердек, 2 импланта дельта грейда.

Пример. Группа товара «магические реагенты», договор с «Ацтекнолоджи», три звезды (по РосИмуществу), товары лицензируемые. 

У магазина могут быть несколько контрактов с разными корпорациями, что даст более широкий ассортимент. Корпорация, со своей стороны, вправе требовать от магазина выполнения каких-либо требований — например по объему продаж или по размещению символики корпорации.

Страхование жизни. МЧС и «КрашКарт» 

Страховка является возможностью воскреснуть после клинической смерти. На старте почти у всех персонажей есть оплаченная страховка.

В случае клинической смерти служба тактической медицинской поддержки (МЧС или «КрашКарт») обеспечит эвакуацию тела, проведет воскрешение в соответствии с уровнем вашей страховки и продаст новую страховку, соответствующую вашему действующему лайфстайлу.

Страховка не привязана к медицинской службе — кто первый успел забрать клиента, тот обеспечивает воскрешение и продает новую страховку.

Уровни страховки ориентировочно:

Бронзовый: воскреснешь, но это потребует дополнительной компенсации/отработки на месте.

Серебряный: воскреснешь.

Золотой: воскреснешь, тебе нальют кофе с булочкой.

Иридиевый: за тобой прилетит вертолет, тебя вытащат первым, кофе, булочка, пледик, массаж и все радости жизни на полчаса, чтобы снять стресс. 

Уровень сервиса, звезды

Каждый магазин имеет свой уровень сервиса, зависящий от качества обслуживания, уровня клиентов, которые фактически пользуются услугами, объема продаж и так далее. Уровень измеряется в звездах. Чем больше звезд, тем выше доход владельца магазина от каждой сделки.

На старте игры все магазины получают определенный уровень сервиса по согласованию с МГ. В процессе игры торговая деятельность будет регулярно проверяться. Игровая служба РосКомИмущество имеет право устанавливать стандарты и требования для магазинов (наличие вывески, чистота, качество обслуживания, наличие необходимого оборудования...), проверять, соответствует ли уровень сервиса в точке продаж/оказания услуг заявленному, может повышать и понижать количество звезд, может полностью отозвать лицензию и закрыть точку продаж.

Доход магазина

Каждый магазин должен быть привязан к юридическому лицу. Доход магазина — это комиссия, которая перечисляется на счет юридического лица каждый раз, когда происходит платеж по договору ренты.

В зависимости от уровня сервиса магазина в каждый момент успешного списания с покупателя рентного платежа точке продаж начисляется комиссия.

Комиссия рассчитывается от базовой стоимости ренты товара (без учета индивидуальных скидок и коэффициентов).

Пример:

1 звезда: комиссия 3%;

2 звезды: 7%;

3 звезды: 10%.

Комиссия может быть разной для разных категорий товаров.

Пример. Клиника имплантов им. доктора Цзянькуя (фирма АА) продает риггеру Коле кибервэр производства корпорации «Мицухама индастриз» (ААА). Договор пожизненной ренты заключается между Колей и корпорацией «Мицухама».

Базовая стоимость ренты = 3 нюйены в час.

Стоимость ренты для Коли = 2 нюйены в час.

У клиники две звезды, и каждый час, при каждом списании с Коли стоимости ренты, клиника будет получать 3×7% = 0,2 нюйены.

Возврат товара, рипомены

Покупатель не может расторгнуть договор и вернуть товар. Но существует специальное умение гешефтмахеров, которое позволяет это делать. В таком случае оформляется возврат. Товар изымается у персонажа и системно аннулируется. С момента возврата прекращаются платежи по ренте. Продавцу перестает начисляться комиссия. Операция возврата всегда происходит в профильном магазине.

Зато любой персонаж может принести в ломбард чип с товаром (наркоту, вырезанный имплант или мод для кибердеки) и обменять его на некоторую фиксированную сумму. Возможно, сумма будет меняться в процессе игры. Ломбард в технопарке принимает чипы только от владельцев. Ломбард в соцгородке принимает любые, паспорт не спрашивает.

Помимо этого товар могут принудительно изъять коллекторы для погашения долговых обязательств.

Принудительное изъятие импланта (или другого мода) из персонажа вне магазина (например, изъятие импланта из тела врага после боевого эпизода) требует наличия специальной способности персонажа (рипомен). У игрока должны быть пустые чипы (QR-коды), и он активирует один из чипов, на который записывается информация о том, каким теперь товаром является этот чип.

Тогда возможно последующее оформление возврата и обнуление ренты (с помощью гешефтмахера). Также возможна установка такого импланта любому персонажу — в магазине, который может продавать аналогичный класс имплантов (импланты, апгрейды дронов, моды кибердек и т. д.).

Если товар был изъят у персонажа без оформления возврата (например, украден), платежи за него продолжаются.


3. Корпорации. Доля рынка превыше всего

Все нюйены в мире принадлежат корпорациям. Все товары в мире принадлежат корпорациям. Раннеры ненавидят корпорации, но лучшие заказчики — это корпорации. Корпорации это макроэкономика и борьба за долю рынка. Юрлица, человеко-часы, бюджеты и KPI — то, чем живут корпорации и их представители.

Определение корпорации

Корпорациями (мегакорпорациями, мегакорпами) называют ведущие мировые корпорации ААА класса и приравненные к ним, представленные в Корпоративном координационном совете (ККС). Все товары в мире производятся мегакорпами, все рабочие места принадлежат им, все бюджеты исходят от них. Компании АА класса и менее — чаще всего прямо или косвенно принадлежат гигантам ААА. Стартапы помельче мечтают получить заказ от мегакорпа и соревнуются за их внимание. Независимые состояния редкость.

У каждой корпорации есть юрлицо.

Кроме того, для юрлица корпорации добавляется учетный счет человеко-часов.

В игре представлены следующие мегакорпорпорации (подробнее про мегакорпы и ККС — в отдельном тексте).

• Ares Macrotechnology

• Aztechnology

• Mitsuhama

• Renraku

• Saeder-Krupp

• Shiawase

• Spinrad Global

• Россия — как ведущая военная сила (сейчас представлена ФКМО)

• Хранитель Знаний Селедир — как представитель от драконов (Trans-Latvia Enterprises)

• Evo

• Horizon

• Wuxing

• Японская империя — как ведущая экономическая сила (представленная Sony).

человеко-часы

человеко-часы это макроресурс, который нужен корпорациям. Когда персонажи подписываются на работу, они начинают создавать человеко-часы, получая за это деньги. человеко-часы учитываются на специальном балансе (счете) в юрлице корпорации. Этот счет невозможно ограбить усилиями хакеров.

Эмиссар корпорации имеет право менять ставку (нюйен в час), по которой он готов покупать человеко-часы.

человеко-часы используются корпорациями следующими способами:

1) Для Проекта.

Проект это сюжетно-экономическая единица, включающая в себя ряд сюжетных ситуаций и необходимость накопить определенное количество человеко-часов.

Для начала работы над Проектом эмиссар корпорации должен сделать заявку.

На старте игры все Корпорации будут работать над каким-то проектом. Начать работать над новым проектом можно, либо когда актуальный проект успешно завершен, либо когда эмиссар сделал заявку, что аннулирует проект и начинает новый.

2) Для развития.

На человеко-часы можно расширять ассортимент товаров, предлагаемых корпорацией в магазинах (приобретать инновации и прототипы). Это делается также через заявку. Возможный список будет предоставлен МГ.

3) Для штаб-квартиры.

У эмиссара корпорации может быть задание сгенерировать определенное количество человеко-часов за цикл и «сдать в штаб-квартиру». Эти часы вычитаются из общего счета человеко-часов по заявке эмиссара, эмиссару засчитывается выполнение задания.

В случае, если корпорация работает над проектом, может быть разный коэффициент, применяемый к человеко-часам разных архетипов. Если активного проекта нет — человеко-часы сотрудников накапливаются на счете, с понижающим коэффициентом 0,5 (все сотрудники расслабленно пинают вола).

Цели эмиссаров. Бюджеты

На игре ряд организаций будут работать по схеме «работа по заданию Штаб-квартиры».

У каждой такой региональной организации есть лидер. Для корпораций — это эмиссары. По такой же схеме работает мэр Иркутска и представители некоторых федеральных структур (ФКБ, РПЦ...). Также есть на игре и другие группы. Далее все такие лидеры упоминаются как эмиссары.

У эмиссара на игру будет ряд целей — KPI и директив, которые определяют смысл и эффективность его деятельности.

Все цели (KPI и задачи) выполнять не обязательно. Каждая цель будет оценена в баллах влияния. Задача эмиссара — набрать некий обязательный минимум баллов и при этом быть лучше конкурентов. Измерение проводится каждый цикл, по итогам возможны организационные выводы.

KPI являются измеримыми показателями. Наиболее типичный показатель: обеспечение доли рынка (измеряется по доле рентных платежей персонажей), расчет по KPI будет проводиться централизованно.

Директивы — это ситуационные задания из штаб-квартиры. Задания будут появляться в виде текстовых файлов, выложенных на ноде юрлица корпорации. У каждого задания будет свой номер/ID.

Ситуационные задачи могут быть самыми разными: сдача человеко-часов, поиск ценного предмета, атака на конкурентов, принуждение сотрудника к смене работодателя и вплоть до обеспечения нужного гендерного и расового состава сотрудников представительства.

Все директивы становятся известны в начале предыдущего цикла. Не позднее конца отчетного цикла эмиссар обязан предоставить отчет о выполненных директивах, фото- и видеодоказательства.

Пример. В 9 утра эмиссар получит задания на цикл с 14 до 20 часов и должен отчитаться не позднее 20 часов.

Для обеспечения выполнения целей эмиссару каждый цикл будет предоставляться значительный бюджет в виде перевода денег на счет юридического лица организации.

Эти деньги следует использовать для найма людей и оплаты услуг исполнителей.

Все заказы должны быть публичными и оформлены как контракты.

Все контракты и последующие переводы денег должны в текстовом описании содержать указание на ID директивы, ради которой используются средства.

Эмиссару желательно обеспечивать конфиденциальность выполнения заданий — особенно в тех случаях, когда задачи противоречат договоренностям Корпоративного координационного совета (а такие задачи точно будут).

В каких случаях к эмиссару могут быть применены санкции штаб-квартиры (вплоть до лишения своего поста):

  • За срыв выполнения KPI и задач, если набранные баллы влияния меньше минимально необходимого уровня. Значит эмиссар просто профессионально непригоден.
  • Если сумма баллов влияния меньше, чем баллы, набранные другими эмиссарами. Это значит, что корпорация в регионе проигрывает конкурентную борьбу.
  • Если эмиссар будет публично уличен в нарушении договоренностей ККС. Корпорации нельзя терять лицо перед другими корпорациями!
  • Нарушение игровых законов России — ну такое. На страх, риск и совесть эмиссара. Полностью игровой процесс.
  • Если эмиссар будет публично уличен в нецелевом расходовании бюджетов.
  • Если по итогам цикла баланс счета корпорации будет отрицательный (например, если эмиссар назначил слишком высокую ставку за человеко-часы).

Новые товары. Прототипы

В процессе игры в продаже в магазинах могут появляться новые товары, которые могут быть доступны в ограниченном количестве.

Ориентировочный жизненный цикл товара состоит из четырех фаз:

0) Товара нет. Никто не может его продавать. Чтобы товар появился, должны быть выполнены определенные сюжетные условия (см. примеры).

1) Прототип. Товар появился в продаже только у одной корпорации в очень ограниченном количестве (3–5 единиц).

2) Стабильные поставки. Товар есть есть в продаже только у одной корпорации, но в большом количестве.

3) Массмаркет. Товар есть в продаже у всех корпораций.

Смена фазы жизненного цикла товара = 1 цикл игры.

В первом цикле игры у корпораций будет некоторое количество товаров.

Примеры:

  • Эмиссар «Ацтекнолоджи» за трудочасы приобрел у штаб-квартиры право на новый реагент, «стабильные поставки». Реагент становится доступен в магазине «Ацтекнолоджи» в количестве 99 единиц.
  • Контрабандисты привезли из рана некий редкий компонент наркотика, которого хватит на 10 порций, не больше. Эмиссар, который выкупит партию, получит возможность добавить новый товар в группу «наркотики».
  • В Технопарке получен новый прототип оружия и есть «партия» в 5 штук. Эмиссар, который выкупит партию, получит возможность добавить ее в свою группу «оружие». Через один цикл количество, доступное к продаже, увеличится до 99 штук, через два цикла — аналогичный товар может появиться в продаже и у конкурентов.
  • Новые товары могут появляться просто с течением времени. Прогресс неумолим! 🙂

Кредитный скоринг

Скоринг обозначает уровень финансовой надежности персонажа и представляет собой корректирующий коэффициент к ренте за товар. Разные персонажи могут платить многократно разные суммы за один и тот же товар. Коэффициент коррекции может изменяться в диапазоне от 0,3 до 3 к базе (т. е. разница между минимумом и максимумом — в 10 раз).

Скоринг будет меняться в процессе игры в зависимости от действий персонажа, как увеличивающих, так и уменьшающих коэффициент. Скоринг будет пересчитываться на основании логов событий игры. При расчете будут учитываться события нескольких категорий (медицина, безопасность, качество жизни, социальная активность — список уточняется...). Каждая категория факторов влияет с определенным весовым коэффициентом. На эти веса смогут влиять игроки с помощью политических действий.

Актуальный скоринг применяется в момент покупки. При последующих возможных изменениях скоринга платежи по старым покупкам останутся неизменны. Персонаж видит свой скоринг в виде итоговой цифры.

У персонажей с архетипом «фейс — гешефтмахер» будет возможность видеть детализацию скоринга более подробно. Кроме того, они смогут разными способами влиять на договора ренты — например, приобретать товары с дополнительной скидкой или перезаключать договор на более выгодных условиях, если скоринг персонажа улучшился.

Макрокарта

На игре существует макрокарта, на которой размещено значительное количество виртуально моделируемых объектов — промышленные предприятия, городской порт, места за границами города, и так далее. С объектами можно взаимодействовать с помощью заявок, большинство заявок обрабатывается в данже (комбат-зоне).

Примеры таких взаимодействий:

  • Известно, что в 15:00 в порт прибывает партия прототипов для корпорации «Ренраку». Если ничего не произойдет, то «Ренраку» получат прототип. Если же эта информация попадет к конкурентам — они могут заказать атаку раннеров и перехватить прототипы. «Ренраку» в ответ (или предварительно) может заказать защиту этой точки в это время.
  • Банды Соцгородка занимаются «крышеванием» предприятий и получают доход. В определенные периоды времени они имеют право заявить «перехват контроля» над предприятием. Если действующая крыша «на стрелку» не пришла или пришла, но проиграла бой — контроль переходит атакующему.
  • Объекты могут быть «разрушены» — в таком случае они перестают приносить доход владельцу и участвовать во взаимодействиях до момента восстановления.
  • Группа раннеров отправилась перехватить магический ритуал, который совершался в 16:00 на электростанции. Они впустую потратили время, потому что их информатор ошибся и ритуал происходил на другом объекте (в роще).

Пример. Один день риггера Федора

  • Все цифры на данный момент случайны и используются только для того, чтобы показать механику расчета.
  • Уровни лайфстайла: прогноз на 2 часа вперед. Деревянный = 0 и менее, бронзовый — менее 50 нюйен, серебряный <150, золотой <500, платиновый <2000. 

По состоянию на утро ни рентных платежей, ни свободных денег на счету у Федора нет.

9:00. Федор подписался на работу «грузоперевозки для корпорации “Мицухама”». Работа требует наличия у персонажа умений риггера, с учетом уровня прокачки Федора он будет получать 40 нюйен в час. Лайфстайл Федора прогнозируется как бронзовый.

10:00. Федор купил на завтрак лапшу и тем самым подписал себя на платежи в 10 нй/ч.

11:00. У Федора накопились деньги, у него повысился прогноз по лайфстайлу на «серебро» и он удачно купил себе новый имплант с выплатами 50 нй/ч. Система прогнозирует, что через два часа у Федора закончатся деньги, и меняет ему лайфстайл на «деревянный».

13:00. Федор смог выполнить выгодный контракт и заработал 300 нюйен. Лайфстайл меняется на «золотой»!

16:00 и 18:00. Федор доставил две партии особого груза и получил по 100 нюйен за каждую. У него по-прежнему золотой уровень лайфстайла.

В 19:00 у Федора золотой лайфстайл и он отправляется в VR развлекаться.

19:00. Федор купил себе билет на шоу в кабаре (20 нй/ч).

20:00. Отправил чаевые симпатичной танцовщице (разовый перевод 30 нюйен). Лайфстайл снизился до серебряного.

21:00. Купил несколько коктейлей, суммарно на 20 нй/ч.

По итогам дня у Федора есть работа на 40 нй/ч, рентные платежи на 100 нй/ч и всего 120 нюйен на счете. Система прогнозирует Федору деревянный макинтош лайфстайл, и скорее всего его утром ждет неприятный визит коллекторов. Чтобы этого избежать, Федор может попытаться прокачать навыки и увеличить зарплату за работу либо найти себе выгодный контракт.

https://docs.google.com/spreadsheets/d/e/2PACX-1vTp38q-H9rzC3F6dTfZWla9MVRH7XsKMK0XIVcr4iELyoraPUHSl8pP3GqpzE3yCQcwLOPHLz-IGrrn/pubhtml