Правила по хакерству

LARP Shadowrun-2020

Версия от 28.09.2019

Хакер на нашей игре - это общий термин для архетипов декер и техномант. И те и другие являются специалистами по работе с цифровым пространством - Матрицей (вернее, ее глубинной областью - Основанием Матрицы). Несмотря на то, что оба архетипа в целом решают одни и те же задачи, они используют для этого принципиально разные механики.

Данный документ описывает общие принципы взаимодействия с Матрицей. Подробности работы моделей декеров и техномантов будут выложены в отдельных документах, посвященных конкретно им.

Правила по хакерству        1

Глоссарий        2

Матрица        3

Виар        3

Механики Виар        4

Основание Матрицы        4

Грид        4

Хост        5

Хакеры        5

Техноманты        5

Декеры        6

Хакерский ник и вход в Матрицу        7

Немного истории        7

Изучение Матрицы        9

Основание Матрицы        9

Структура Матрицы и навигация        9

IC        10

Лут        11

Репутация        11

Парадигмы хостов        11

Искусственный интеллект        11

Кража данных        11

Данные о геолокации        12

Экономические данные        12

Медицина и Хром        12

Реестр собственности        12

Логи имплантов и устройств        12

Документы        12

Подделка данных        13

Подделка индентификации        13

Защита от взлома        13

Работа вне матрицы        14

Глоссарий

Матрица

Виртуальная реальность. Глобальное цифровое пространство, пришедшее на смену доисторическому Интернету. До обновления 2.0 Матрица имела "мультяшную" 3D графику, сопоставимую с массовыми многопользовательскими играми начала XXI века. После обновления 2.0 в 2085 году, Матрица стала ультра реалистичной, то есть чрезвычайно точно, фактически неотличимо, передающей ощущения (не только  зрения и слуха, но и обоняния, осязания и вестибулярных чувств). То есть стала виртуальной реальностью. К Матрице подключено большинство оборудования в мире (от имплантов и уличных камер до автономных заводов). Фактически все организации в мире имеют хосты в Матрице. За редчайшими исключениями, каждый индивидуальный человек также имеет постоянный хост в Матрице в виде PAN

Ультрафиолет

УФ, UV -Устаревший сленговый термин, обозначающий гиперреалистичность Матрицы. В этом смысле, вся современная Матрица является ультрафиолетовой. Но до обновления 2.0 в Матрице существовали лишь слухи о таких хостах. Или не слухи.

Основание

Слой Матрицы, лежащий "ниже" основной виртуальной реальности. Доподлинно не известно, что это такое и как оно было создано, оно просто есть. В Основании сохраняется эффект виртуальной реальности (ультрафиолет), но происходящее в Основании хоста выглядит странно. Это может выглядеть как чаепитие у Безумного Шляпника из Алисы в Стране Чудес, или средневековый рыцарский поединок или..  Вообще как что угодно. Нет никакой видимой связи между содержимым хоста в пользовательском слое Матрицы и тем, как оно отображается в Основании. Основание похоже на чью-то безумную фантазию или дикую комбинацию обрывков разных культурных контекстов. Но действия, совершаемые в Основании прямо влияют на хост. Обновление Матрицы 2.5 пресекло взломы в пространстве виртуальной реальности и Виар (пользовательский слой Матрицы) стал фактически полностью безопасным. Но хакеры научились работать через более глубокий слой - Основание Матрицы. Обычные пользователи не способны проникнуть в основание, этой способностью обладают только техноманты и с недавних пор (2089, обнаружение gummy протокола) декеры.

Грид

Гридом называется базовая инфраструктура Матрицы. В терминах начала XXI века Грид - это совокупность Интернет провайдера, компании, предоставляющей хостинг для сайтов и предоставляющей облачные услуги.

Каждый крупный мегаполис (например, Сан-Франциско, Нью-Токио или Иркутск) имеет собственный Грид, на котором размещены хосты (в том числе PAN) этого региона.

Хост

Хост - узел Матрицы. В терминах начала XXI века - это объединение понятий сайта организации и ее внутренней сети. Кроме корпоративных хостов, существуют индивидуальные хосты, PAN.

Нода

Нода - это достаточно новый термин, появившийся после обновления матрицы 2.0. Внутри Основания хост разделен на ноды, составные части, имеющие различное функциональное назначение. Изменение структуры и количества нод хоста - очень долгая процедура, фактически невозможная в рамках игры.
Каких видов бывают ноды, что в них можно делать и прочее знают только лучшие специалисты, посвятившие годы работе в Основании Матрицы.

PAN

PAN (Personal Area Network) - это хост, связанный индивидуально с человеком. Это совокупность его персональных устройств, имплантов, доступов к удаленным облачным хранилищам. То есть персональная сеть человека. За редчайшими исключениями в 2090 году у каждого есть PAN

IC

Intrusion Countermeasures. Произносится как "ice", "лёд" - Это название защитных программ в Матрице.
IC бывают нескольких разновидностей. Часть из них может нанести урон "железу" хакера, а часть, используя нейроинтерфейс соединения, может нанести урон здоровью хакера

Резонанс

Крайне слабо изученный способ взаимодействия метачеловека с Матрицей. Некоторые люди просто “чувствуют” ее, и способны взаимодействовать с ней практически без помощи “железа”. Им нужен только comlink, простейший имплант для организации канала связи, после чего они способны воздействовать на матрицу силой своей воли, своего собственного разума. Раньше (Shadowrun 4 редакция) такие люди назывались otaku, современное название же - техноманты.

Матрица

Матрица (киберпространство) на игре существует в двух формах - Виар и Основание Матрицы.

Виар

После обновления 2.5 (см историю мира) Матрица стала безопасной для обычных пользователей. Теперь сюда приходят без страха быть атакованными хакером или пубертатным подростком, купившим в даркнете десяток malware скриптов. Сегодняшний Виар - это большой центр развлечений и общения. Считается, что хакеры теперь бессильны в Виар, так как после обновления 2.5 не зарегистрировано ни одной успешной атаки на пользователя Виар. Активность Хакеров сместилась в странное, малоизученное место - Основание Матрицы, живущее по собственным законам, в которое обычному пользователю, насколько известно,  не попасть. Пребывание в виаре ограничено по времени.

Игромеханика: Виар - это отдельная локация, физически расположенная так, что в нее можно попасть из нескольких районов города. Здесь расположены самые яркие и значимые увеселительные заведения. В Матрице не работают правила по Боевке и Магии. Обычные игроки попадают в Матрицу через “салоны”, в которых они меняют свое “мясное” тело (по правилам смены тел) на тело матричное. Физические тела же находятся в салоне. Таким образом - пребывание в Виар не является гарантией безопасности, хотя нападение на салон вещь исключительная и крайне редкая.

Важно: при переносе механик Shadowrun “в поле” - нам пришлось отказаться от концепции “беспроводной” матрицы. То есть да, беспроводная матрица есть (это аналог Интернета вещей начала 21 века), но вход именно в виртуальную реальность возможен только при физическом подключении человека к стационарному оборудованию внутри салонов. После чего персонаж попадает в локацию “Виар”. Это же правило распространяется и на техномантов: они попадают в матрицу так же, через салоны.

Механики Виар

В Виар не работают правила боевки, магии, медицины и социальной магии фейсов. Но

если игроку, находящемуся в Виар покажут карточку (скорее всего - экран телефона) с текстом примененного эффекта, где указано “работает в Виар” - он обязан подчиниться. Например, существует способность “Бан”, которую могут применять некоторые сотрудники увеселительных заведений чтобы вышвырнуть нежалельного клиента со своей территории.

Основание Матрицы

Основание Матрицы - это крайне малоизученное место с которым взаимодействуют хакеры. Оно разделено на Хосты, которые связаны с каждым персонажем, игровой организацией и не только. Обычному пользователю нет никакого дела до Основания и того, что там происходит.

Игромеханика: Основание Матрицы (термин не точный и многогранный) - это слой виртуальной реальности, лежащий, как принято говорить, ниже пользовательского слоя. Оно предназначено для хакеров. Основание представлено на игре в двух вариантах - специальный данж для обладающих резонансом техномантов и консольная программа для декеров.

Грид

Матрица разделена на региональные ключевые точки инфраструктуры. Своего рода - города цифровой реальности. Они называются Гриды. Обычно Грид есть в каждом крупном мегаполисе, и Иркутск не исключение. Грид - это одновременно и коммуникационный оператор, посредством которого происходит связь с Матрицей, и место, где размещаются хосты обычных людей, организаций и элементов инфраструктуры города. Аналогия Грида в терминах начала XXI века - это объединение Интернет провайдера, хостинг-центра и дата-центра.

Важно: Подавляющее количество событий происходит в Гриде города Иркутск. Остальные Гриды на игре существуют виртуально, в точках, где/если это сюжетно важно. Раны на хосты на Гридах других городов на данный момент не предполагаются, хотя мы сохраняем за собой такую возможность.

Хост

Самой близкой аналогией Хоста в терминах начала XXI века - это объединение сайта, локальной сети организации и доступов к удаленным облачным ресурсам. Персональные хосты (PAN) есть у подавляющего числа персонажей. Достаточно иметь простой комлинк, и это уже образует личный хост. Свой хост есть у каждой компании, организации или даже секты. Любой хакер может легко получить перечень хостов, размещенных на гриде, но это всего лишь абстрактные названия или адреса, по которым нельзя вычислить, что на них размещено. Возможно, таким способом можно увидеть не все хосты грида, но… тем интереснее.

Игромеханика: фактически, комлинк - это ваш телефон. Персонажей без телефона МГ не предполагает.

Важно: Мы не предполагаем появление новых хостов во время игры, возможно, за исключением выхода игроков в новой роли. Для игроков нет способа скрыть свой хост из открытого листинга грида. У хоста нельзя изменить адрес. Персональные PAN-хосты привязаны к идентификационному номеру SIN.

Хакеры

Хакерами называются металюди, способные к намного более глубокому взаимодействию с Матрицей, чем обычные ее пользователи. Хакеры могут: проникать на защищенные хосты, доставать и/или модифицировать хранящуюся на них информацию, защищать хосты от проникновения в них других хакеров.
В современном 2090 есть две разновидности хакеров: декеры, опирающиеся в своей работе
на силу своего железа, кибердек, и техноманты, опирающиеся на силу своего разума. Несмотря на совершенно разную механику, их возможности в мире примерно равны, то есть разными путями они достигают сходных результатов. Но существуют задачи, которые существенно более сложные (возможно, и невыполнимые) для одних и более простые для других. Поэтому в успешных хакерских группах обычно есть представители обеих ветвей хакерства.

Техноманты

Важно: в отличии от источника, на нашей игре техноманту все же требуется комлинк для входа в Матрицу. В этом отношении они больше похожи на otaku.

Техномантами называются металюди, способные эффективно взаимодействовать с Основанием Матрицы без использования сложной техники (кибердек). Они используют так называемый эффект резонанса, позволяющий воздействовать на Матрицу своей волей (или  разумом? Специалисты все еще спорят об этом). Техноманты не воспринимают Матрицу как другую реальность, для них виртуальный мир является продолжением мира реального. Техноманты заходят в Матрицу так же, как и обычные пользователи, через салоны, но находясь внутри Матрицы, они способны проникать глубже “пользовательского” слоя в так называемое Основание Матрицы.

Техноманты обнаружились в мире относительно недавно, около 15 лет назад, после крэша 2.0 в 2074 году. Сам феноменом резонанса изучен крайне слабо, его природа не имеет общепринятого или общеизвестного объяснения.

Для облегчения своей работы в Основании Матрицы техноманты используют так называемые спрайты (это может быть, например, шахматная фигурка или меч) и комплексные формы (это способности, в некотором смысле похожие на заклинания магов).

Игромеханика: Для техномантов Основание Матрицы представляет собою игротехнический данж, попасть в который возможно только из обычной (развлекательной) матрицы и только обладая параметром Резонанс. Для техноманта данж - это атака на конкретный Хост, который они сообщают данжмастеру, придя в данж. Открытие портала на выбранный хост занимает значительное время, в среднем около 15-30 минут. При этом защитники хоста (если они есть) получат нотификацию об атаке. После того, как портал будет открыт - следуйте указаниям данж-мастера.

Атака хоста в одиночку принципиально возможна, но крайне неэффективна, атака же большой группой - чрезвычайно опасна, и тоже не эффективна. Золотое сечение - 4-5 человек. Проведение кибер-атаки (прохождение данжа) будет  представлять из себя последовательное прохождение различных заданий. (Для примера: от шахмат, карточных игр и загадок до веревочных лабиринтов), которые моделируют различные виды IC (льда). Это еще одна причина, по которой атаковать выгоднее группой с разными способностями. В данже разрешено ПВП на на ЛАРП-оружии по специальным правилам. В данже можно получить серьезные ранения и даже окончательно умереть. Время пребывание техноманта в Матрице ограничено, но этот параметр - прокачиваемый.

Подробнее - в специальных правилах по техномантам.

Декеры

После многократной трансформации смысла этого слова в настоящий момент декерами называются специалисты, которые проникают в Основание, подключаясь к нему через кибердеку (чрезвычайно сложный и производительный компьютер) на уровне внутренних протоколов Матрицы. Для них нет трехмерной виртуальной реальности, образов-аватаров, только старая добрая консоль, клавиатура деки и бегущие по флетскрину бесконечные строки текста. Декеры (в современном смысле этого слова, то есть те, которые проникают именно в Основу) появились в мире совсем недавно, так что пока что их количество крайне невелико. Хакеры могут усиливать свои кибердеки, обновляя как само железо, так и софт, усиливая этим свои способности.

Игромеханика: Для декеров Основание Матрицы моделируется работой в специальной программе (ноутбук, ОС Windows), которую предоставляют мастера. (возможность разработки альтернативных клиентов - обсуждается индивидуально). Работа с программой не требует пожизненных навыков программирования, но умение, например, обрабатывать информацию в Excel и общие IT-шные знания могут оказаться полезными. Для программы возможно разрабатывать плагины, по определенным строгим правилам, но про это будет сообщено дополнительно. Декер может подключиться к Матрице из любого места на полигоне. Для декера Матрица - это атака (защита) на конкретный Хост, который он выбирает при подключении, которое обычно занимает значительное время, около 15-30 минут. При этом защитники хоста получат нотификацию об атаке. Декеры несколько более эффективно работают в одиночку (в сравнении с техномантами) но все же чаще, они работают парами и тройками. В Матрице (в представлении для декеров) возможно ПВП. В Матрице декер может получить ущерб здоровью, и даже окончательно умереть. Время пребывание декера в Матрице ограничено, но этот параметр - прокачиваемый.

Подробнее - в специальных правилах по декерам.

Хакерский ник и вход в Матрицу

Хакерский ник - привязан к персонажу (не к SIN, для тех, кто понимает о чем я 😉). И нет простого способа его изменить

Важно: Те, кто верит в мистику, могут смело считать, что под этим именем вас узнает сама Матрица. Для тех кто нет - это важная часть репутации, личности, славы или личной гордости. Если все эти варианты объяснения не сменяемости ника на игре вам не подходят - считайте просто, что вашему персонажу это не пришло в голову. Мы не хотим играть в игру “я каждый раз хожу в Матрицу под новым логином, чтобы меня не раскрыли”, и решили не придумывать хорошую Сову с Глобусом, которая это объяснит или делать дополнительную громоздкую механику демотивации смены ников. Это просто так.

Важно: Нельзя войти в сеть под логином (декеры) или войти в данж с бейджем (техноманты) другого игрока.

Немного истории

Вскоре после крэша 2.0, (2074 год) корпорация Неотех (объединение Трансис Нейротех и Эрика) представила публике новую Матрицу, которая пришла на замену погибшей. Она стала беспроводной и с существенно лучшей графикой.

Важно: в отличии от источника, у нас Матрица не является полностью беспроводной. Да, абсолютное большинство устройств, являются беспроводными, но именно для входа в виртуальную реальность (игровая локация) и в Основание Матрицы (данж) требуется физическое подключение в так называемых “салонах”, в которых персонаж оставляет свое физическое тело и переходит в матричное.

Обновление также существенно подняло уровень безопасности сетевых протоколов. Кроме того, были созданы подразделения GOD (Grid Overwatch Division, глобальные администраторы матрицы) и demiGOD (администраторы отдельных гридов), направленные на пресечение правонарушений в Матрице. Теперь каждое противоправное действие в киберпространстве поднимало так называемый overwatch score пользователя, и при достижении опасного уровня, специалисты GOD выдвигались и обезвреживали нарушителя. Все это в совокупности действительно смогло переломить характер киберпреступности. Легионы script-kiddie (низкоквалифицированные хакеры, часто дети, использующие скачанные где-то на файлообменных помойках зловредные программы в сети, обычно в целях простого хулиганства или мелких краж (в русской терминологии кулхацкеры) были повержены. Но хакеры учились, их навыки, программные и аппаратные инструменты становились все более и более изощренными, и Матрица вновь начала становиться не самым безопасным местом… На сцену вышло новое поколение хакеров, которые продолжили вершить свои темные делишки в киберпространстве. Они входили в виртуальную реальность с помощью очень производительного оборудования, кибердек. (отсюда происходит название этого вида хакеров, декеры). А еще через некоторое время появились люди с принципиально новой способностью резонанса позволяющий им фактически использовать свой мозг в качестве кибердеки. За ними сперва закрепилось название отаку, а позже - техноманты. В 2085  выходит в свет новое революционное обновление Матрицы, 2.0. Оно приносит в Матрицу ультра реалистичность, то есть подлинную виртуальную реальность, не отличимую от настоящей. Тот самый, ультрафиолет, о котором до этого ходили лишь легенды. Ключевым архитектором этого проекта стала Даниэла де ла Мар.

...Так было еще несколько лет назад, но мир стремительно меняется. В 2088 году корпорация NeoNET выступила с заявлением о глобальном обновлении Матрицы 2.5, радикально поднимающий уровень безопасности. Видимым следствием обновления стало кардинальное повышение скорости реакции GOD на рост overwatch score. Если ранее, умелый хакер мог успеть закончить работу без привлечения к себе излишнего внимания оперативников GOD (G-men, сотрудники GOD и demiGOD), то теперь это стало решительно невозможно. Малейшее отклонение от разрешенных действий теперь вызывает моментальное появление оперативников G-men и весьма неприятные последствия. Матрица стала подлинно безопасной. Десятки тысяч хакеров, в том числе и наиболее известных были вычислены, деанонимизированы и задержаны. Фактически, казалось, что промысел хакера был уничтожен… 

Важно:  Появление Матрицы 2.5 и уход хакеров в Основание Матрицы является нашим осознанным расширением первоисточника и описанием событий,  которые произошли в мире после пятой редакции Shadowrun. 

Первыми выход нашли техноманты. Оказалось, что если обычная Матрица и стала неприступной, то ее Основание (слой Матрицы, лежащий ниже видимой пользователям виртуальной реальности) - осталось уязвимым. Ранее, раны в Основание решительно не были популярными из-за своей крайней опасности и низкой эффективности, но теперь других вариантов просто не стало. Техноманты начали осваивать работу с Основанием.

Для декеров же ситуация складывалась совершенно отчаянной. Оказалось, что новое обновление полностью блокирует традиционные способы взлома. А вариант техномантов, Основание, для них был полностью недоступен. Но решение нашлось достаточно неожиданно. В архивах одного саб-редита, посвященному публикациям найденных уязвимостей была найден пост уже почти пятнадцатилетней давности, в котором некоторый аноним утверждал, что разобрался в низкоуровневых протоколах Новой Матрицы и смог создать демку клиента Матрицы, не использующего виртуальную визуализацию, и позволяющего работать в новой Матрице с помощью флэтскрина и клавиатуры в текстовом режиме. Но это было время расцвета технологий виртуальной реальности в котором консоль казалась чем-то из мира динозавров, безнадежно устаревшим, и представляющим чисто академический интерес. Действительно, зачем отключать виртуальную визуализацию, если весь смысл Новой Матрицы - именно в ней. В общем, пост собрал свои 20 лайков и 4 коммента и сгинул в архиве. Но кто-то из декеров, пребывающих в отчаянии от потери профессии, нашел этот пост, установил приаттаченную програмку gUmMY.exe и.. понял, что это и есть ответ. Причем, как говорится, the Ответ. Во-первых, программа действительно позволяет работать в Матрице. Во-вторых, взлом из в нее, если и вызывает реакцию GOD, то ее время даже и близко не сопоставимо с новой реальностью Матрицы. В-третьих, и в самых, наверное, теперь главных, эта консоль работает не пользовательским слоем Матрицы, а с ее Основанием. Просто во времена появления этой программы даже термина то такого не было. Это было очень хорошей новостью для декеров. Но плохой ее частью, было то, что фактически предстоит учиться всем ремеслу заново.

Изучение Матрицы

Итак, что мы, хакеры, делаем в сети? Одна из постоянных задач хакеров - это изучение того, чем наполнена Матрица.

Основание Матрицы

После проклятого обновления 2.5, можно смело говорить о том, что жизнь всех хакеров разделилась на “до” и “после”. Теперь, обычная матрица является безопасным местом, в котором что-то взломать, украсть или навредить кому-то является совершенно нереальной задачей. Весь цифровой андеграунд сегодня сместил свои действия в так называемое “Основание Матрицы”, слой цифровой реальности, лежащий “ниже” сверкающего огнями трехмерного мира, так любимого обычными пользователями. Но проникнуть в этот глубинный слой могут только настоящие специалисты - декеры (то есть хакеры, полагающиеся в своей работе на мощь своего оборудования, кибердек) и техноманты (полагающиеся на мощь собственного разума и на некоторый феномен резонанса). Этот текст не даст вам ответа на вопрос “что же такое Основание, кем и как оно было создано, что такое “резонанс” и что, собственно с чем “резонирует”. Но все эти, как и многие другие вопросы совершенно точно лежат в пространстве игры.

Структура Матрицы и навигация

Структура Матрицы, за пределами доступной обывателю красивой ширмы - не слишком понятная. Если запросить список хостов любого грида - получится огромный список адресов, по которым нельзя определить, что это за хост, кому он принадлежит, что там может быть интересного. Для того, чтобы получить все эти данные надо взломать хост. И само знание о том, на каком хосте что именно располагается, информация, что данный конкретный адрес - это PAN мэра города, а вот тут  - филиал Renraku, а это одно из облачных хранилищ базы данных РосРеестра - безусловная ценность, которая имеет цену и продается и покупается.

Кроме того, еще большую ценность представляют собой знания о внутренней структуре конкретного хоста. Его карта, какие в нем средства защиты, как их можно обойти, в каких нодах есть что-то ценное и что именно.

Важно:   Стоит отметить, что структура (карта) хоста фиксирована и не может быть изменена действиями хакеров или других персонажей. Но иногда случается, что Матрица сама видоизменяет структуру хоста, иногда до полной неузнаваемости. Почему так происходит - никто не знает, теории есть самые разнообразные.

Также, на хостах часто можно найти интерфейсы административного управления хоста, с помощью которых можно, имея надлежащий уровень навыков, например, управлять параметрами его безопасности, повышая или снижая силу IC временно или постоянно.

Важной частью навигации по Основанию является вход на хост. В большинстве случаев, каждый хост имеет один портал в основную Матрицу, и он используется для входа и выхода из Основания хоста. Но ходят слухи, что умелые хакеры могут создавать бэкдоры, то есть альтернативные порталы на хост. Часто такие бэкдоры используются хакерами-защитниками хостов, чтобы войти на хост быстрее атакующих и сделать это в неожиданном месте. Данные о бэкдорах, ключи входа в них - также имеют весомую ценность в цифровом андеграунде.

IC

Особую ценность представляет собой информация о способах взлома IC. Дело в том, что разновидностей  IC существует весьма ограниченное количество (и появления новых типов IC не ожидается) и научившись бороться с определенным типом IC, можно быть уверенным, что он встретится и на многих других хостах  и будет взламываться точно так же.

Надо отметить, что часто намного проще купить все эти сведения в специализированном чате опытных специалистов, чем собирать все эти “шишки” самому. Кроме того, в Матрице версии 2.5 появилось ее автоматическое обновление, то есть все ее хосты вплоть до нескольких раз в день получают патчи, исправляющие обнаруженные уязвимости и усиливающие IC. Поэтому после каждого обновления жизненно необходимо собрать информацию о том, как именно изменились IC, и выработать новые способы борьбы с ними.

Важно:  Матрица автоматически обновляется (усложняются IC) около двух раз в день. Игроки не влияют на этот процесс, он автоматический. Но, важно, что обновление не моментально, а “размазано” на несколько часов. То есть обновятся все хосты, но какие-то раньше, какие то позже. И этот приоритет - игровой момент и определяется оплаченным уровнем поддержки.

Лут

Исследуя хосты, хакеры нередко находят на них различные полезные в их ремесле вещи. Декеры могут найти интересные программы для своих кибердек, которые могут дать временные или постоянные бонусы к их собственным умениям. Техноманты находят полезных спрайтов, которые могут быть использованы ими самими, а ненужные излишки могут быть проданы.

Репутация

Важно: Мы сейчас еще не готовы подробно описать, как конкретно работает репутация, но нам совершенно понятно, что механика репутации отвечает на вопрос, почему хакер постоянно работает под одним логином, хотя это и ослабляет его анонимность в сети и повышает риски.

Парадигмы хостов

У каждого хоста есть Парадигма. Это определенный свод правил, или, если угодно, этикет и этика, которой стоит следовать находясь на хосте, чтобы “не разозлить его” и “не оказаться на нем чужим”. Парадигма абсолютно не заметна декерам, но очень важна техномантам. Что это? Как это появилось и зачем это нужно? Можно ли влиять на Парадигмы или даже изменять их? Все это только предстоит изучить

Искусственный интеллект

Абсолютно точно известно, что несколько искусственных интеллектов приняли очень большое участие в созданий той Матрицы, которую мы знаем сейчас. В нескольких тредах на досках Jackpoint (крупнейшее сообщество раннеров в сети) были рассказы, что хакеры встречали в Матрице проекции ИИ, контактировали с ними напрямую и даже получали от них задания. Но поручиться, что это правда, а не выдумка для красного словца сговорившихся хакеров все еще никто не может

Кража данных

В текущем 2090 году практически любое действие оставляет свой след в Матрице. Даже то, что ты прошелся по аллее в парке со своей девушкой и купил вам два хот дога и одну бутылку “Байкала” может быть найдено, и из этого могут быть сделаны выводы… А уж если ты купил пистолет или установил имплант, то это гарантированно останется запротоколировано в какой-то базе данных, а то и не в одной. Вместе с миллиардами и триллионами таких же “бесценных” записей. Можно сказать, что Матрица по содержанию - сокровищница, а по форме хранения - помойка. Хакеры - это именно те люди, будничная работа которых - находить в этой помойке настоящие бесценные алмазы.

Информация может быть доступна “компетентным товарищам”  - фейсам.

Попробуем кратко перечислить основные типы информации, которые можно найти в Матрице.

Данные о геолокации

Обычный человек, которому нечего скрывать передвигаясь по городу автоматически фиксируется многочисленными средствами контроля. В городе размещено множество точек, которые фиксируют проходящих мимо и логируют эти данные. Также эти сведения остаются на комлинке самого человека. А это значит, что если вы думаете, что ваше перемещение  - это ваша персональная тайна, то спешим вас расстроить, это не так.

Помимо этого, фиксируются данные о перемещениях дронов.

Экономические данные

Все транзакции, все покупки, подписки, данные о занятости (работе)

Медицина и Хром

В наше время сложно найти человека, у которого не был бы установлен монитор параметров состояния здоровья (Health Condition Monitoring). В нем можно найти медицинскую карту (перенесенные заболевания (SURGE, CFD), информацию о состоянии здоровья (здоров/тяжелое ранение/клиническая смерть), при некотором навыке - об установленных имплантах (их типах, моделях, серийных номерах, параметрах), и даже такую банальную вещь, как чувство голода.  Никогда не узнаешь, что из этого может принести денег если найти правильного покупателя.

Реестр собственности

В нашем благословенном 2090 году вся информация о собственности, даже на индивидуальные предметы (игровые),  фиксируется, причем только в электронном виде, а точнее - в электронном реестре (РосРеестр). Таким образом, например, полицейские, при проверке определяют, что это твой пистолет, а не чей-то краденный. Именно здесь можно найти данные о приобретенном оружии, имплантах, дронах, оборудовании (например - кибердека), лицензиях на программное обеспечение. 

Логи имплантов и устройств

Здесь сложно сказать что-то определенное, но многие импланты и устройства содержат диагностические данные, которые могут представлять некоторую ценность. Например - в логах кибердеки точно можно найти информацию о подключениях к Матрице и их продолжительности, а в системной информации имплантов иногда можно раскопать записи об их прошлых владельцах. Впрочем, это все довольно специфично и индивидуально для устройств и характерно не для всех из них.

Документы

На некоторых хостах иногда можно найти документы, заметки, чертежи, мрачные тайны  и другую полезную информацию, которую часто ее владельцы хотели бы скрыть от мира.

Здесь можно найти ключи к личным облачным архивам - бессмысленные для самого хакера цифры, которые всегда можно продать за небольшие деньги. (лут хлама as is)

А иногда можно встретить и просто записи, а то и переписку, тех, кто побывал тут до вас. 🙂

Подделка данных

Раньше, до появления Матрицы 2.5, подделка цифровых данных была основным хлебом для хакеров. Просто представьте, если огромную ценность имеет возможность узнать все вышеперечисленные данные, то насколько ценнее становится возможность эти данные модифицировать. Можно создать себе алиби, можно подставить другого, “приведя” его на место преступления. Или просто банально украсть денег.  Особое место здесь занимают цифровые кражи, ведь чтобы заполучить что-то нужное, совершенно необязательно, да и опасно, идти и красть эту вещь. Достаточно “оказаться” законным ее собственником, по мнению базы РосРеестр и просто написать заявление в полицию. А дальше, раскуривая кальян, ждать, когда комиссар как курьер доставит вам вашу “покупку”.

Надо сказать, что с внедрением новых защитных протоколов, Матрица декларируется  неприступной и неавторизованные изменения  в ней  - невозможными. Но мы точно знаем, что это не так. Но ответ как известен лишь самым опытным из нас. Так, например, в прессе уже настойчиво говорят о разнообразных платных подписках (“Гороскопы недели”, Топ-10 анекдотов и, конечно же “Котики дня”), на которые сами пользователи клянутся, что не подписывались, и которые стоят при этом не самых больших, но уже чувствительных денег. Молва твердит, что это дело рук хакеров.

Есть новости и хуже. Ходят упорные слухи, что опытные фейсы могут определить подделку. И тут как всегда, меч-щит, щит-меч. Извечная “гонка вооружений”

Подделка индентификации

Об этом стоит поговорить отдельно.

Кто ты? Ты тот, как об этом записано в базе данных гражданства и в твоем SIN.  Твое имя, возраст, раса, гражданство - это всего лишь… несколько знаков в вашем SIN...

сами смотрите

https://www.youtube.com/watch?v=Tn7iRbVg9QY

Но подмена идентификации - это уже не ремесло, это настоящее искусство, особенно после проклятого обновления 2.5.

Защита от взлома

Каждый офицер знает, что пустая траншея не является препятствием для нападающего, но она же, наполненная защитниками может стать непробиваемой стеной. Так же и в Матрице. Пустой хост, защищенный автоматическими IC против умелого специалиста - лишь пустая траншея. И логично, что огромная часть работы хакеров - это противостояние с их коллегами по ремеслу. Законные владельцы хостов могут нанять защитников, которые будут получать уведомление при атаке на хост, а значит смогут вовремя выдвинуться на позиции.

Хакерство никогда не было безопасным делом, и в виртуальном бою в Матрице можно не только сжечь свое оборудование, но и получить реальные травмы. Ходят легенды, что можно даже.. умереть.

Работа вне матрицы

Многие легендарные личности цифрового андеграунда уже многие годы ничего не ломали. Так как их работа - это информация. Накопление, систематизация и продажа данных. Добытых уже другими хакерами. Так для взломщика информация информация о том, что у Василя Ивановича установлен имплант серии Renraku-2013 или вчерашний лог геолокации может не иметь практической ценности, тогда как для нужного заказчика это может оказаться сокровищем. Но его, заказчика, еще надо найти.  

Этим (хранением, систематизацией и продажей) можно заниматься самостоятельно, так как хрупкая физиология метачеловека не позволяет пребывать внутри Матрицы продолжительное время. Это позволяет с пользой провести перерывы. Но часто хакеры предпочитают организовывать сообщества, в которых такой деятельностью занимаются другие люди.