Правила по хакерству. Техноманты

v0.8 от 20.10.2019

Техномантами называют металюдей, способных самостоятельно, опираясь лишь на силу своего разума, воздействовать на Матрицу. Обыватель, размышляя о сущности Матрицы, всегда думает о горе железа, серверах, мигающих диодах и гигабайтах программного кода. Поэтому им совершенно понятна работа декера. Но техноманты... это нечто совсем иное. Правда (по крайней мере то, как она видна техномантам) состоит в том, что Матрица уже давно переступила порог, до которого было важно, из чего она состоит, и сегодня важно только то, чем она является. Этот сложный тезис можно объяснить простой аналогией. Для того чтобы дышать, человеку совершенно не важны процессы в первые мгновения после Большого взрыва, когда из ничего образовались атомы кислорода. Человек просто дышит. Это совершенно просто и естественно, и то, как и почему получился кислород, не имеет никакого значения. Но эту аналогию можно развить и дальше. Для того чтобы решать задачу, писать стихи или любить — нужно дышать, то есть нужен кислород. Но человек дышит, совершенно не задумываясь о том, как он это делает, он поглощен целью, которая действительно имеет значение. И не отвлекается на ручное управление хоть и критически важными, но глубоко вторичными процессами.

Зачем это долгое вступление? Потому что резонанс техномантов именно таков. Его природа, содержание и объяснение — не слишком важны, если важны вообще. Главное в резонансе — то, что он позволяет метачеловеку самому, без опоры на железные костыли, воздействовать на Матрицу. И это работает.

Для техноманта Матрица — это прямое продолжение цифрового мира. Можно провести следующую аналогию: если сравнить декеров с аквалангистами, использующими для погружения в Матрицу разнообразное снаряжение, то техноманты — это рыбы. Матрица для них родной дом, и они могут использовать ее рефлекторно и инстинктивно. Им не нужно заботиться о правильном подборе и функционировании снаряжения. Когда они хотят что-либо сделать, они просто окунаются в потоки данных чувствуют их, и делают это. Большинство техномантов чувствуют себя в ВР уютнее, чем в «реальном» мире. Они говорят, что неподвижность мясного пространства им чужда. Резонанс — это и способ взаимодействия с основанием, и мера его сил. Именно от этого параметра зависят все важные навыки техноманта.

Раньше Матрица была проще, и техномантов в ней просто не было. Это были те времена, когда намного важнее было понимать, как работает софт, как перемещается электричество по транзисторам, кванты света по волноводам или байты по стеку программы. И глубокие знания этих процессов позволяли замечать уязвимости и эксплойтить их. Так родились первые хакеры. Но со временем Матрица стала настолько сложна и многогранна, что правильнее уже говорить, что уязвимости надо... ощущать. И происходящее в Матрице надо уметь видеть. Фактически, сложность конструкции Матрицы стала эквивалентной сложности реального мира, и в ней зародилась жизнь, законы которой связаны с железом и софтом в той же мере, что бытие метачеловека определяется синтезом аминокислот. То есть просто никак.

Но вся эта грандиозная революция случилась при жизни нынешнего поколения, поэтому еще просто нет правильных слов, терминов и понятий, и техноманты вынуждены пользоваться костылями кривых терминов и абстрактных аналогий, чтобы выразить нечто, что для них уже абсолютно интуитивно и естественно.

Глоссарий

Резонанс

Вэрианс

Парадигма

Фейдинг

Комплексная форма

Спрайт

Цифровая жизнь

Способность — карточка, покупаемая за карму

Дамп-шок

Ультрафиолет

Отаку

История техномантов

Раньше, в доисторическом интернете в первом поколении трехмерной Матрицы (1.0) все было слишком просто, линейно и тривиально. В такой системе не могло ничего зародиться, слишком детерминированы были процессы. Хоть и никто не может доподлинно сказать, когда появился первый почувствовавший резонанс, но совершенно очевидно, что этому предшествовала сумма технологий.

И первая из них — DNI (direct neural interface), прямой нейроинтерфейс, освободивший человека от резиновых перчаток в виде пяти мясных чувств в общении с миром цифры и стихиями данных. Человек подключал мозг к потоку данных напрямую, и симуляция привычных ощущений на самом деле была нужна лишь, чтобы не сойти с ума и не утонуть в цифровом океане.

Второй выступила катастрофа, которая стала известна как Крэш 2.0. Цивилизация необратимо потеряла огромные массивы данных, множество знаний фрагментарно утратило свою историю. Но так же, как лесной пожар, Крэш 2.0 сжег все старое и дал путь новому, которому уже не было нужды в какой-либо обратной совместимости.

Третьим компонентом суммы технологий был ультрафиолет, то есть гиперреалистичная виртуальная реальность. Потому что она позволила преодолеть барьер «мира понарошку», сломать грань между «реальным» (то есть настоящим) миром и «виртуальным» (то есть ненастоящим, игрушечным). А дальше некоторые смогли шагнуть дальше этой грани. Удивительно, но нет точных сведений о первом ультрафиолетовом хосте. Первые упоминания об этом феномене появляются в 2060-х годах, но они тонут в потоке спама, фантазий и просто лжи. Но именно в это время появились первые металюди, чувствительные к резонансу, — отаку. Ими были в основном дети и подростки, которые просто поняли, что могут, и не задавались вопросами, как и почему. Прошло почти 25 лет, и стараниями Даниэлы де ла Мар и ее группы архитекторов появилась Матрица 2.0. В ней все хосты уже ультрафиолетовые.

Число чувствительных к резонансу в мире резко увеличивалось с 2060-х годов, особенно это рост был заметен с появлением Матрицы 2.0 в 2085 году. Они изучали и систематизировали свои способности. И взяли себе новое название — техноманты. И они стали лучшими хакерами, потеснив с пьедестала тех, кто полагался на силу железа — декеров. Власть техномантов над цифровым миром росла, и казалось, что ей нет преград.

Так было до проклятого обновления, до внедрения Матрицы 2.5 в 2088 году. Тогда, в тот день все изменилось. Мнения разделились: многие считают, что Матрица предала своих детей, многие — что де ла Мар и ее люди осквернили Матрицу, а многие... Есть очень много разных мнений. Но есть факт: теперь любая атака в виртуальной реальности мгновенно привлекала внимание GOD (Grid Overwatch Division), и тысячи, а может, и десятки тысяч техномантов были вычислены и арестованы. Многие, очень многие погибли от дамп-шока или были убиты в физическом мире. Казалось, что это конец, что хакеры побеждены. Но лазейка нашлась, и ею стало Основание Матрицы.

Но обновление 2.5 сделало техномантов бессильными в их родном мире — в виртуальной реальности. Это очень болезненное чувство, и каждый техномант понимает неправильность этого нового статус-кво.

Важно: Важным отличием нашей игры от системы Shadowrun является то, что техномантам все-таки нужен комлинк (телефон) для соединения с Матрицей (в бэке техноманты подключаются к Матрице без каких-либо технических устройств). В этом отношении техноманты у нас больше похожи на своих предшественников — otaku из Shadowrun 4th ed., которым для соединения еще требовался простой комлинк.

Важно: Как уже было указано в общих правилах по хакерству, за несколько лет до игры произошло очень существенное обновление Матрицы, названное хакерами «проклЯтое обновление 2.5». В итоге обычная Матрица, доступная всем пользователям, стала безопасной, и все взломы и противоправные действия происходят только в Основании Матрицы.

 Основание Матрицы

Техноманты (а вернее, отаку) нашли это пространство еще в конце 2070-х годов. Считается, что это более глубокий (нет нормального слова, чтобы это объяснить) слой Матрицы, лежащий ниже обычной виртуальной реальности, доступной пользователям. Считалось, что в Основание могут попасть только техноманты. Эта реальность была не похожа на все виденное ранее. Сумасшедшая фантазия, обрывки чьих-то сознаний и культурных контекстов, бэд трип наркомана. Про Основание наверняка было известно совсем немногое, но считается, что:

  • У каждого хоста Матрицы есть собственное Основание;
  • Основание гораздо, гораздо опаснее обычной Матрицы;
  • То, как выглядит Основание хоста, не имеет никакой понятной связи с содержимым хоста;
  • Основные IC-системы  (Intrusion Control, ice, лёд) и данные хоста имеют свое отображение в Основании, и преодолев их в нем, они оказываются отключенными и обычной Матрице тоже. Это делает возможным взлом через Основание;
  • У хоста в Основании есть парадигма и не следовать ей очень опасно. Иногда — смертельно опасно.

На самом деле, раны в Основании до Матрицы 2.5 редко были «для взлома». Скорее, по фану или для изучения этого нового пространства. Основание слишком опасно. Но все изменилось после «проклятого обновления» 2.5. Других вариантов уже просто не осталось. Вся активность хакеров-техномантов переместилась в Основание.

Говорят, что около года назад декеры тоже нашли возможность попадать в Основание.

Игромеханика: Специальные способности техномантов работают в данже «Основание Матрицы». Вход в данж находится внутри Безопасной Матрицы, в которую техноманты попадают так же, как и все прочие — только через салоны. В данже игроки делают игротехнику заявку на доступ к определенному хосту (ран в Основании — это всегда посещение определенного хоста). У всех хостов в Матрице есть абстрактный цифровой адрес, который ни о чем не говорит. Знание того, какой именно хост находится по этому адресу, — игровое. Игротехник сообщает, через сколько времени будет открыт портал на этот хост. Это весьма значительное время (можно ориентироваться на 20–30 минут), которое необходимо для того, чтобы возможные защитники хоста (если они имеются) смогли подготовиться к обороне, а игротехники — подготовить реквизит. Во время этой паузы игроки смогут активировать необходимые спрайты (фактически поменять QR-коды на физические предметы-спрайты). Ровно в заданное время, секунда в секунду персонажи-техноманты будут «телепортированы» на хост.

Хост

Все события внутри Основания Матрицы происходят на конкретных хостах. Хост в Основании Матрицы выглядит… странно. Это лучшее слово, которым можно описать происходящее, которое похоже на отражение в цветном, параболическом и кривом зеркале. Технически хост продолжает быть разделен на ноды, их обычно 2–6 в каждом хосте. Ноды связаны дата-трейлами в определенном фиксированном порядке (неизменном без сверхъестественных обстоятельств), образуя цепочку.

IC-нода

Эти ноды представляют собой отражение IC в Основании Матрицы. Это может быть, например, карточная игра, шахматы или вертикальная веревка, на которую нужно залезть. Определенно известно то, что один и тот же тип IC будет иметь в основании одну и ту же проекцию. То есть, если предположить, что IC Blazer становится шахматным этюдом, то все другие IC Blazer на всех других хостах также станут шахматными этюдами. Также известно, что Матрица регулярно обновляется, и после обновления общий тип задачи не изменится (например, был шахматный этюд — останется шахматный этюд), но сложность задачи значительно повысится. На IC-нодах часто можно найти лут. Обычно это заготовки спрайтов или еще какие-то полезные штуки.

Красная комната

Это еще одна специальная нода, которая есть на каждом хосте. Это боевая комната, в которую переносятся техноманты, когда кто-то из них применит боевую комплексную форму. В этой комнате происходят бои технономантов друг с другом.

Игромеханика: Основание Матрицы — это «мерцающий данж». То есть в игровом мире он становится именно тем хостом, на который пришла группа техномантов. Каждая комната данжа символизируют определенный тип IC. У каждого хоста есть предопределенный фиксированный маршрут (например, хост a7vj23953f8 имеет маршрут 3-17-12-9, то есть для прохождения этого хоста нужно пройти эти препятствия именно в этом порядке). После прохождения препятствий игроки могут установить спрайт-шпион, с помощью которого после выхода из данжа они смогут иметь на своих телефонах доступ (в зависимости от прокачки) к данным хоста. Данж проходится группой, которая не может разделяться. Каждая группа на входе получает игротеха-проводника, который определяет маршрут. В боевой, в том числе PvP-ситуации (например, другая враждебная группа техномантов зашла в этот же хост и в какой-то ноде встретила первую группу) любой техномант, владеющий боевой комплексной формой, может телепортировать всех находящихся в ноде в боевую «красную комнату», в которой (и только в которой) возможно сражение на LARP-оружии.

Парадигма, вэрианс и обитатели Основания

В Основании Матрицы можно встретить не только других техномантов. Например, практически все типы IC формируют персону, то есть нечто, что выглядит и ведет себя в Матрице как человек. С персонами можно общаться. Некоторые считают, что они разумны, некоторые — что они квазиразумны, то есть лишь симулируют наличие подлинного разума. Но намного интереснее то, как они себя ведут. Их поведение очень стереотипно, и оно называется парадигма. Интересно, что все или почти все персоны на одном хосте ведут себя в рамках единой парадигмы. Так, какой-то хост может быть похож на вечеринку у Безумного Шляпника, а другой — на собрание благородных рыцарей в Камелоте. На третьем хосте может снова бушевать вечеринка Безумного Шляпника, а может быть еще что-то другое. Известно, что парадигм намного меньше, чем хостов, но также известно, что иногда старые парадигмы исчезают, а новые — появляются. Методом проб и ошибок доказано, что техноманту крайне желательно вести себя в рамках парадигмы хоста. При несоблюдении же хост… нет нормального слова... обижается. Отклонение от парадигмы накапливается для каждого техноманта, и его теперь принято называть вэрианс. Высокие значения вэрианса могут затруднить прохождение препятствий. Все это крайне слабо изучено, но уже точно известно следующее: вэрианс не сгорает при повторном заходе в Основание Матрицы (даже на другой хост, даже с другой парадигмой). Скорее всего, вэрианс медленно, но все же падает со временем. Техноманты, склонные прибегать к мистическому объяснению своих способностей, говорят, что «Матрица прощает».

Перемещение по хосту

Техноманты перемещаются по хосту только группой (размер группы определяет лимит времени на прохождение хоста по правилу «мало — плохо и много — тоже плохо». Золотая середина обычно в районе 4–6 человек), которую принято называть партией. Партия не может разделиться по нодам хоста, она всегда перемещается совместно. Единственное исключение — дамп-шок. Если кто-либо из партии получает по какой-либо причине дамп-шок, он пропадает, выбывая из партии. Партия техномантов строго ограничена по времени пребывания внутри хоста. Если они не успеют вернуться до назначенного времени ко входному порталу, все члены партии получат дамп-шок. Общее время возможного пребывания на хосте определяется совокупным резонансом членов группы. Точную формулу вывести пока никому не удалось, но известно, что мало суммарного резонанса — плохо, и много — тоже плохо. Есть какая-то оптимальная золотая середина.

Доступ к данным

После взлома IC-ноды техномант может оставить спрайт, создающий и поддерживающий тоннель из Основания в область обычной Матрицы. И пока этот тоннель активен, техномант может воспользоваться им (уже не находясь в Основании) для доступа к данным хоста. Обычно такие тоннели активны около часа, но бывает по-разному. Интересно то, что доступ к созданному тоннелю получают и все техноманты, находящиеся на ноде в момент его образования. Более сильные спрайты-тоннели имеют также код, позволяющий дать доступ к нему другим техномантам.

Игромеханика: Установив специальный спрайт в IC-ноде, техномант получает временную возможность получать доступ к данным хоста (данные контроля) за пределами данжа через специальный игровой сайт. Показатель резонанса и другие способности техноманта (раскачка) определяют, насколько эффективным будет этот доступ и сколько раз им можно воспользоваться.

Моделирование

Резонанс

Эта характеристика определяет силу техноманта и отражает его способность влиять на Матрицу. Именно резонанс определяет, сколько и каких именно спрайтов техномант может взять с собой в Основание. Эффект многих комплексных форм становится могущественнее, если их применяет техномант с высоким параметром резонанса. Показатель резонанса можно увеличить за карму. Но использование эффектов резонанса имеет цену, и она называется фейдинг.

Важно: в русском издании Shadowrun fading перевели как «затухание». Мы же здесь и далее будем использовать транслитерацию, фейдинг.

Фейдинг (затухание)

Техноманты могущественны, но не всесильны. Использование эффектов резонанса, таких как компиляция спрайтов и верстка комплексных форм, влечет за собой перенапряжение и повреждение мозга. Чем выше резонанс техноманта, тем больше фейдинга он может перенести. Как только значение фейдинга станет равным показателю резонанса, техномант будет выброшен из Матрицы, получив дамп-шок.

Также следует помнить, что весь урон, получаемый техномантами в Матрице, — это урон по мясному телу (в том числе получаемый от IC и других техномантов), то есть снимаются обычные хиты мясного тела. При получении тяжелого ранения техномант также будет выброшен из матрицы, получив дамп-шок. До следующего входа в Матрицу фейдинг упадет до минимального уровня.

Спрайты

Это разнообразные квазиразумные программы и утилиты, порождаемые резонансом. В основании матрицы они принимают форму различных предметов, которые нужны для победы над IC или другим техномантом. Например, для прохождения IC, который выглядит в основании как шахматная задача, пригодится спрайт «ладья», а в поединке с другим техномантом будет весьма кстати спрайт «меч, снимающий два хита».

Все спрайты — одноразовые (или, редко, имеют фиксированное количество применений). Их можно купить или найти в Матрице. Перед входом на хост техномант должен скомпилировать спрайт (то есть поменять бумажку с QR-кодом на физический предмет). Компиляция вызывает фейдинг. То есть уловка в том, что техноманту приходится заранее выбирать, с какими спрайтами он уйдет на хост. Спрайты можно передавать как до компиляции, так и после нее, непосредственно в Основании.

Обычные спрайты

Обычно спрайты являются одноразовыми предметами. Они существуют в двух состояниях: заготовка и скомпилированный спрайт. «Заготовка» — это просто сертификат с QR-кодом. Перед входом в Основание техномант может скомпилировать спрайт, заменив сертификат на физический предмет. Находясь внутри данжа, в общем случае, скомпилировать спрайт уже не получится. И эта операция необратима: неиспользованные физические предметы нужно вернуть игротехникам, то есть неиспользованные скомпилированные спрайты будут потеряны.

Свзянные спрайты

С некоторыми спрайтами техномант может образовывать более прочную личную связь (bond). Такие спрайты являются многоразовыми или вообще не имеют лимита использований. Они также требуют перекомпиляции перед входом в данж, но сертификат такого спрайта закреплен на предмете, и этот предмет не нужно сдавать мастерам данжа на выходе. Обычно связанные спрайты — это оружие и доспехи, но бывают и исключения. Часто связанные спрайты имеют этические требования для их использования.

Пример (абстрактный, цифры и задания с потолка):

Техномант bigdeek собирается взломать хост Знаменского монастыря. Он заранее узнал у коллег-декеров, что хост защищен IC Blazer (и он уже знает, что Blazer в Основании — это шахматная задача) и IC Sparky (и он знает, что Sparky в Основании представлен заданием, где надо залезть вверх по веревке). У него есть заготовки (QR-коды) спрайтов шахматных фигур (два слона и конь), заготовка жумара (это такой альпинистский инструмент для лазания по веревкам) и связанный с ним спрайт меча. У bigdeek, резонанс равный 4, и 2 хита. Он оставляет на будущее одного слона и компилирует одного слона, коня, жумар и меч. Компиляция этих спрайтов стоит ему 2 очка фейдинга. На хост он попадает с 4 предметами. Разведка оправдала себя, и первая нода хоста — действительно IC Blazer и шахматы. Имея возможность поставить на доску коня и слона, bigdeek легко проходит этот IC. Но в этот момент на ноду приходит другой техномант, защитник этого хоста. Начинается бой, в котором bigdeek побеждает, но теряет хит. Следующая нода — действительно IC Sparky и веревочки. Bigdeek ошибается и теряет хит. Число хитов становится 0. Его вышвыривает из Матрицы в дамп-шоке и состоянии клинической смерти. Приходит в себя он уже на операционном столе МЧС. Теперь, если он решит вернуться на хост, он сможет скомпилировать лишь оставшегося слона (остальные спрайты потрачены) и меч, но его фейдинг и хиты восстановились.

Комплексные формы (КФ)

Комплексные формы — один из эффектов резонанса, способность воздействовать на Основание неким выученным повторяемым способом. Обычно этот способ более универсален, чем спрайты, но ее применение (называется верстка) вызывает фейдинг (причем значительно больший, чем компиляция большинства спрайтов).

Комплексные формы изучаются за карму. Некоторые КФ, однако, можно взять, только имея определенное значение резонанса.

Процесс применения комплексной формы называется верстка. Верстка всегда вызывает фейдинг.

Пример (абстрактный, цифры и задания с потолка):

Техномант MaMkuH_H@ru6aTop собирается взломать хост Знаменского монастыря. Он заранее узнал у коллег-декеров, что хост защищен IC Blazer (и он уже знает, что Blazer в основании — это шахматная задача) и IC Sparky (и он знает, что Sparky в Основании представлен заданием, где надо залезть вверх по веревке). У него есть знание комплексные формы «изменить игру» и «ну еще минуточку». У MaMkuH_H@ru6aTop резонанс 4, и 3 хита, с которыми он и попадает на хост. Разведка оправдала себя, и первая нода хоста — действительно IC Blazer и шахматы. Глядя на расстановку фигур, MaMkuH_H@ru6aTop понимает, что именно в шахматы ему будет тяжело выиграть, поэтому он верстает КФ «изменить игру» и вместо шахмат играет уже в шашки и проходит IC Blazer. При этом он получает 2 очка фейдинга. Следующая нода — действительно IC Sparky и веревочки, которые надо пройти за определенное короткое время. MaMkuH_H@ru6aTop понимает, что пройти испытание за это время ему будет крайне сложно и скорее всего он ошибется, поэтому верстает КФ «ну еще минуточку» и увеличивает время испытания, получая еще одно очко фейдинга. MaMkuH_H@ru6aTop счастливчик, у хоста не оказалось техноманта-защитника, и он успешно проходит испытание, устанавливает тоннель и выходит из Основания.

Аспекты

Всех техномантов можно условно разделить на группы, называемые аспектами.

Киберадепты

Для них характерны невысокий показатель резонанса и высокая прочность собственного мясного тела (=хиты). Киберадепты полагаются на свои излюбленные связанные спрайты (то есть оружие и защиту) и представляют собой очень серьезную боевую силу.

Техношаманы

Техношаманы ориентированы на использование спрайтов и комплексных форм. Фактически, среди техношаманов есть внутренняя специализация. Некоторые получают много фейдинга сразу при входе в хост при компиляции спрайтов, а некоторые экономят свои силы для мощных комплексных форм, которые они применяют впоследствии.